Иван-царевич и Серый Волк: что символизируют животные в русских сказках
Сегодня люди все чаще обращаются к фольклору. к русским сказкам . Одни пытаются найти в них истину, другие погружаются в чтение и следуют за магическим шаром, веря, что их мечты сбудутся и приведут их в «трехмерное царство», где не случилось ничего плохого.
Коротко о тотемных животных : что это такое и откуда они появились
Понятие тотемов, которое не было введено в научный оборот до 19 века, происходит из национального языка североамериканских индейцев. В переводе это слово означает «свой сой». Только интеграция в расу определяется не семейными/кровными узами, а связью между человеком и расой и предметом, элементом или растением. или животным .
Традиция толема и отличия возникает из необходимости подчеркнуть уникальность каждого человека. Даже в древние времена люди стремились отличить себя друг от друга. Используя тотемы, они были тесно связаны с природой и остальным миром.
Тотемы служили щитами и амулетами против злых и темных сил.
У русского Символы тотемизма, вернее его отголоски, сохранились в фольклоре, который прославляет и восхваляет представителей флоры и фауны.
Волк-помощник
Сюжетов животного В мировом фольклоре насчитывается около 140 эпосов. в русском -119. Отметим, что многие из них являются оригинальными. Магические. сказки Впервые они появились во времена первых сельских государств. Конечно, центральное место в истории всегда отводилось людям, вот животные они выполняли функцию помощников главного героя.
Владимир Плэп — известный советский фольклорист — отмечает, что такие волшебные сказки Их можно отнести к эпохе утраты устаревших охотничьих ритуалов. Тайные знания, передававшиеся из поколения в поколение, потеряли свою ценность. Его стали передавать в виде сказок.
Истоки каждой расы охотников шли от определенного растения. или животного — Их называли тотемами. Он был уникален для каждого представителя. Эта вера в виновника торжества легла в основу историй о летающей лошади, о рыбе, исполненной надежды, которая всегда приходила за спасением.
Например, выдержки можно почерпнуть из книги русского народа сказка » Владимира Аникина:
Смысл древнего мифологического поверья хорошо сохранился и сказка об Иване-царевиче и сером волке . В сказке Действуют люди-волки. Иногда даже лошади принимают облик людей. Серый. волк Он верно служит своим героям. Откуда берется эта услуга? Волк объясняет Ивану Тосаревичу следующее. ‘Я убил твоего коня, поэтому верно служу тебе’.
Учение о превращении волка в волка, пережиток томизма, очевидно, потому что сказка звучит так: «Я буду служить тебе верой и правдой». волк Родственник, причинивший вред человеку, считал его обязанным возместить ущерб своей верной службой. Родство считалось священным, и его нарушение наказывалось. Волк съел коня. Он служит герою в качестве коня. Он обязуется помогать людям добровольно, без принуждения. И для него родство священно. Логика первобытного мышления здесь не вызывает противоречий.
Летающий конь
Наряду с другими животными в волшебных сказках Конь и орел часто упоминаются в народных сказках разных стран. Особого внимания заслуживает обряд сосания орла, за которым должно последовать множество других. Птицу брали домой, заклевывали, ухаживали за ней и убивали. Затем Орла отправляли к духам и говорили добрые слова о людях, которые заботились о нем. Чтобы хоть как-то запомнить слова Орла, обращенные к герою. из сказки ‘Мудрая Королева Морских Императоров!
Не стреляй в меня, Император! Возьми меня к себе и корми меня три года. В какой-то момент я думаю, что это было бы полезно…!
После этого; после того как царь утолстил птицу, он унес ее очень далеко — то есть в подземный мир.
Похожую функцию в сказках То же самое сделал и конь, у которого почти всегда были крылья, чтобы путешествовать между мирами.
Старик подсказал витьке Богатору: «Сивко Бурко, пророческий ворон!». Бежит Сивко, только земля дрожит, из глаз искры сыплются, из ноздрей дым валит.
Помните этот отрывок из сказки ‘Сивко Бурко?’ Дурак, переночевав на могиле родителей, получает от умершего отца волшебного коня. Его исследователь. русского Фольклор считает, что на самом деле конь был сине-белым (отсюда и название). Лошадей такого цвета приносили в жертву древние греки. Кстати, сибирские шаманы также имели особую связь с оружием такого цвета.
Змееборство
Впоследствии народное «родство и животных исчезли в сказках. Их заменили чудовища, которых могли победить только несколько куриц. стать характерным сохранившимся эпизодом славянского фольклора, из сказки «Иван Попялов»:
Победив дочь змея, Иван Папьяров и его братья пошли домой — змей летел за ними и хотел открыть пасть от земли до неба и проглотить Ивана. Иван и его братья бросили три ведра соли. Змей проглотил соль и подумал, что это Иван Попилов, но когда он попробовал соль и увидел, что это не Иван, то снова убежал.
Владимир утверждает, что это отчасти объясняет обряд инициации. В древние времена его создавали молодые охотники. Их целью было сожрать объект. животным В большинстве случаев это была змея.
Со временем появился обычай освещать таких монстров большим огнем. Освобождение молодого охотника из чрева чудовища считалось победой.
Впоследствии «чудовище» нападало уже не изнутри, а извне. Так возникла битва змей, один из самых популярных мотивов в мировом фольклоре. Кстати, встречи с такими чудовищами происходят не только в рассказах в сказках но и в художественной литературе, легендах и даже в житиях святых. Например, на гербе Москвы изображен Святой Георгий, побеждающий змея.